Смазочные вещества и смазки


В области электроэнергетики смазочные вещества используются в работе вращающихся машин, таких как синхронные компенсаторы, двигатели, генераторы, в приводных механизмах разъединителей, отделителей, выключателей, для предохранения устройств от воздействий окружающей среды и увеличения срока эксплуатации.

Оптимальный выбор смазки можно сделать только тогда, когда есть понимание какие именно элементы будут смазываться, какой вид движения будет осуществляться устройством (качение или скольжение), поверхности каких материалов будут контактировать (металл и пластик, металл и металл). Еще на выбор смазочного вещества влияют показатели надежности (химическая стойкость, срок службы смазки, противостояние коррозии и др.) и внешние условия.

Выбор смазочного вещества зависит от четырех основных факторов:

  • скорость,
  • температура,
  • нагрузка,
  • рабочая среда.

Так, при работе тяжело нагруженных подшипников, превышающих номинальные нагрузки на 20%, используется масло, содержащее твердую смазку с высокой вязкостью. Такой вид смазки в данном случае необходим из-за высоких знакопеременных и вибрационных нагрузок.

При выборе смазочного вещества также необходимо учитывать влияние окружающей среды и климата. К таким факторам относятся: грязь, пыль, ветер, изменения температуры. Многие масла подбираются в зависимости от их способности работать при низких температурах, поэтому смазки зачастую имеют низкую вязкость основы.

Не стоит забывать, что нормальная рабочая температура может гораздо отличаться от нормальной температуры ОС, например, температура внутри корпуса высоковольтного выключателя. Смазки и масла более эффективны при рабочей температуре, на которую они рассчитаны. Перегрев смазки приведет к ее повышенному испарению и ухудшению работы механизма. Снижение температуры способствует увеличению вязкости смазки, тем самым уменьшая скорость работы оборудования.

Типы смазочных веществ:

 1. Смазка. В основном состоит из 10-20% загустителя и 80-90% масла, может содержать 0-5% добавок. Масла различных жидкостных типов могут иметь различную вязкость, необходимы в роли смазывающего компонента. Загуститель необходим для сохранения смазки, пока она не используется. Добавки могут использоваться для улучшения свойств смазки.

2. Смазывающие пасты. По консистенции похожи на сливочное масло, могут иметь различные цвета. Состав представляет собой равные части масел низкой вязкости и твердых смазок. Температурный спектр таких смазок более широк, чем у жидкостных.

3. Дисперсии состоят из аэрозолей и пропиточных масел. Для лучшего распределения масла по поверхности смазку разбавляют растворителем. Пропиточные масла необходимы для избавления и очистки от ржавчины.

4. Сухие смазки. Основное их применение в области машиностроения, однако, некоторые из них успешно применяют для увеличения срока службы устройств в высоковольтных разъемах и выключателях.

Смазка – очень важный элемент любого механизма. С помощью нее можно увеличить надежность узла, срок эксплуатации оборудования, поэтому очень важно учитывать ее стойкость к старению.